|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГЛАВНАЯ ПРОГРАМА ПАРТИИ УСТАВ ПАРТИИ КОНТАКТЫ ФОТОГАЛЕРЕЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новости
История
без
идеологии -
ноу-хау
российского
президента В
четверг, 16
января,
президент
Владимир Путин
встретился в
Кремле с
разработчиками
концепции
нового
учебно-методического
комплекса по
отечественной
истории.
«Единые
подходы к
преподаванию
истории не
означают
казенное, идеологизированное
единомыслие.
Самые
драматические
и
неоднозначные
события – неотъемлемая
часть нашей
истории.
Задача школьного
курса – дать
ключевые
факты об истории,
о делах наших
соотечественников.
Мы сами,
вольно или
невольно,
принижаем то,
что сделано
нашими
предками», –
заявил глава
государства. Валерий
Михайлин,
«Эксперт» По
мнению
Путина, новые
учебники
истории нужно
«избавить от
идеологического
мусора». «В
прошлой
системе
проскакивали
такие вещи,
которые
можно
назвать
плевком в
лицо. Говорят
о том, что в
результате Второй
мировой
войны
Восточная
Европа погрузилась
в
оккупационный
мрак
сталинского
режима. Но мы
говорим о
последствиях.
А если бы
победил
фашизм, какие
были бы
последствия?
Вообще
некоторых
народов не
осталось бы
как таковых:
их просто
истребили
бы», –
отметил
президент. Нынешнюю
встречу
можно
считать
подведением
промежуточных
итогов. Еще
год назад Владимир
Путин
поручил
чиновникам
вместе с учеными
подумать над
созданием
учебников «в
рамках
единой
концепции»,
которая не имела
бы
«внутренних
противоречий
и двойных
толкований».
В конце
ноября проект,
подготовленный
историческим
сообществом,
был передан в
администрацию
президента.
Внедрение
новой
концепции в
школы
начнется уже
в 2014 году. Как
заявил
министр
науки и
образования
Дмитрий
Ливанов, «к
началу
нового
учебного
года будет
разработана
примерная
программа по
истории
России, она
будет
использоваться
как основа
для
преподавания».
Новый
учебник
появится
позже – через
полтора-два
года. «Мы
сейчас
проводим
экспертизу
всех
учебников,
которые
входят в
федеральный перечень
учебников –
там сейчас 11
линеек по
истории
России. Из
них
останутся в
списке и
будут
использоваться
в школе, пока
не будет
нового
учебника,
только те,
которые полностью
соответствуют
новой
концепции», –
пояснил
Ливанов.
– На
мой взгляд,
полностью деидеологизировать
учебник
истории
невозможно.
Идеологические
позиции
авторов
неизбежно
будут сказываться
при его
написании, и
это
нормально. Главное
– давать и
учителям, и
учащимся возможность
видеть
предмет с
разных точек
зрения и
выбирать ту
концепцию и
идеологию,
которая
наиболее
убедительна. Именно
поэтому как
раз единый
учебник всегда
будет
максимально идеологизирован.
Такой
учебник,
вообще
говоря,
возможен только
в
тоталитарном
обществе, где
единомыслие
существует
на
государственном
уровне.
Учебник истории,
одинаковый
для всех, –
это, как
писал Козьма
Прутков,
«проект
введения
единомыслия
в России». – Какие
исторические
события
объяснить вне
идеологии
особенно
трудно? –
Отделить от
идеологии
труднее
всего события,
которые
актуальны
сегодня. В
принципе всю
историю
приходится
интерпретировать.
Мы все-таки
прошлое не
держим в
руках, мы его
восстанавливаем.
Поэтому
максимально
начинены
идеологией
те моменты,
которые нам
важны до сих
пор. Если
сегодня
актуальна темы
революции –
она будет идеологизирована.
Если
актуальны
сталинские
репрессии –
они будут
либо
вычеркнуты
из учебника, либо так
или иначе идеологизированы. Именно
поэтому
учебники
истории
непременно
должны быть
вариативными.
Несомненно, должны
существовать
определенные
рамки,
выверенные
концепцией.
Но надо
понимать, что
и школы
разные, и уровень
учеников, и
подходы к
преподаванию
тоже разные.
Поэтому
учитель
должен иметь
выбор из
пяти-шести
вариантов
учебников. – Можно
ли проблему идеологизации
истории свести
к
необходимости
делать
сжатую выборку
из обширного
исторического
материала? – Нет.
Даже опытный
ученый-историк
не может до
конца
освободиться
от
идеологических
подходов. Но
он может – и
обязан –
представить
не только
свою точку
зрения, но и
иные взгляды.
То же самое
можно
сказать о
процессе обучения.
Учитель
должен
показать
учащимся
разные
подходы и
оценки
ситуации.
Конечно, сам
он будет при
этом на
чьей-то
стороне, но
учитель и не
должен
играть в
полную объективность.
Как раз если
он
высказывает
свою точку
зрения, но
допускает и
иные, это очень
полезно для
обучения и
воспитания. – Как в
школьном
учебнике
можно с
разных точек
зрения
объяснить, к
примеру,
«Большой террор»
или пакт
Молотова–Риббентропа? – С моей
точки зрения,
с пактом
Молотова–Риббентропа
ситуация
проще. Здесь
действительно
можно
показать две
стороны
вопроса. Одна
– это
Советский
Союз, который
стоит перед
угрозой быть
втянутым в
мировую
войну и
поэтому
должен
обеспечить
свою
безопасность.
Другая
сторона –
прибалтийские
республики,
которые
оказываются
между
молотом и
наковальней.
Правда в данном
случае и на
той, и на
другой
стороне – и это,
мне кажется,
любой
школьник
может понять. А вот
«Большой
террор»
настолько
иррационален,
настолько
пропитан
абсурдными мотивами,
что
объяснить
его со
здравых позиций
очень сложно.
Вот здесь,
действительно,
нужно искать
серьезные
концептуальные
подходы.
Возможно,
следует
возвести
тему террора
к
Гражданской
войне и
считать его
продолжением
этой войны с
ее
психологическими
мотивами. Тут
надо думать и
искать, это
одна из самых
сложных,
трудных для
понимания и
объяснения
тем. – В
концепции
нового
учебника
истории, о котором
Владимир
Путин
говорил с
учеными, Октябрьская
и
Февральская
революции
объединены. В
пособии
говорится о
Великой
российской
революции,
прошедшей
несколько
этапов – в
феврале 1917
года (раньше
называлась
Февральская
революция), в
октябре (Октябрьская
революция) и
Гражданская
война 1917-1923
годов как
продолжение
этих событий.
Такое
укрупнение
событий –
правильный
подход? –
Думаю, в
данном
случае это
вполне
здравое решение.
Вопрос в другом –
насколько
методически
грамотно это
представлено
в
соответствующей
главе учебника?
Но
концептуально
1917 год и период
Гражданской
войны – это
период
единого
общенационального
кризиса,
который
допустимо
рассматривать
в целом. – А как
объяснить
коллективизацию? –
Объяснить-то
ее несложно.
Неизбежный
процесс
индустриальной
модернизации
делал коллективизацию
– в той или
иной форме –
реально
необходимой.
Проблема в
том, что
коллективизация
по
сталинскому
сценарию
была проведена
с
применением
массового
насилия и
принуждения
и обошлась
очень дорого. Это
тоже один из
моментов, на
котором
раскрывается
мастерство и
авторов
учебников, и учителей.
Потому что
здесь тоже
необходимо
показать две
стороны
процесса и
его
трагическую
неизбежность.
С одной
стороны –
крестьянство
с его
вековыми
традициями, с
другой – государство,
которое
должно
осуществить модернизацию
в условиях
стремительно
надвигающейся
мировой
войны. Отсюда
и
трагическое
столкновение,
и огромная
цена за
коллективизацию. –
Как тогда
оценить
фигуру
самого
Сталина и
цену его
решений? –
Сталина
нельзя
демонизировать.
Надо помнить,
что личность
в истории
всегда
играет предписанную
ей роль. И что,
если бы не
было
человека,
которого
звали Иосиф
Виссарионович
Джугашвили, на
его месте был
бы кто-то
другой,
который сыграл
бы ту же
историческую
роль. Конечно,
на Сталине
лежит
огромная
ответственность
– прежде
всего за
жертвы
коллективизации
и репрессий.
Но в то же
время Сталин
был
политиком,
действующим
в
определенных
условиях, и
вряд ли мог избрать
другой путь.
Сталин к тому
же был честным
политиком. Он
осуществлял
политическую
идею, в
которую
верил, – это
несомненно.
Другое дело,
сама идея во
многом была
порочна –
как, впрочем,
все политические
идеи. Поэтому
образ
Сталина – с
моей точки
зрения –
должен быть
раскрыт как
символизирующий
трагедию и
столкновение
исторических
потоков в
нашей стране в
XX веке. –
Путин на
встрече
предложил
«подумать и о
том, чтобы
синхронизировать
курс истории
России с
преподаванием
истории зарубежных
стран,
которую
также в
школах проходят».
Это здравое
предложение? –
Сам по себе
подход
правильный.
Но неправильно
было бы
объединять
курсы
истории России
и зарубежных
стран в одном
учебнике и
одной программе.
Они все-таки
должны быть
разъединены. Мы
проходим
историю
собственной
страны как
свою
биографию –
гораздо
более
подробно и
детально. Она
тесно
связана с
культурой, в
которую мы
включены, –
следовательно,
связана и с
другими
учебными
предметами,
например, с
русской
литературой.
Поэтому
предметы и
учебники
должны быть
разными, но,
конечно,
определенная
синхронизация
между ними
обязательна
– но она
всегда и
была. –
Интерес к
истории
сейчас,
возможно,
даже больше,
чем в
советское
время. Из-за
того что в
СССР этот
предмет был
слишком идеологизирован,
к истории
относились
как к чему-то
принудительному. Но
сейчас, к
сожалению,
качество
образования
и уровень
общей
культуры
детей в
школах катастрофически
падает. Дети
просто не готовы
в седьмом
классе
воспринимать
проблематику
Реформации, а
в девятом –
проблематику
революции и
Гражданской
войны. Подростки
– в
значительной
своей части –
просто не
понимают, о
чем идет
речь. Они не
читали, не слышали
этих слов и
имен… Именно
это незнание
создает
огромные проблемы
в
преподавании
истории… Игорь
Чубыкин, доцент
кафедры
политической
истории
факультета госуправления
МГУ:
За комментарии посетителей сайта администрация ответственности не несет. Тем не менее, администрация оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие экстремистские и иные противозаконные высказывания. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|