Власти Рубцовска - коммунистам: "Не мешайте праздновать!"
ГЛАВНАЯ ПРОГРАМА ПАРТИИ УСТАВ ПАРТИИ КОНТАКТЫ ФОТОГАЛЕРЕЯ

 
Новости
Мария Николаевна Прусакова
Первый секретарь Алтайского крайкома КПРФ

Владимир Павлович Белкин
Первый секретарь Рубцовского горкома КПРФ

Лапина Вероника Владимировна
Второй секретарь Рубцовского горкома КПРФ


Логин
Пароль

  Новости

История без идеологии - ноу-хау российского президента

 

В четверг, 16 января, президент Владимир Путин встретился в Кремле с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. «Единые подходы к преподаванию истории не означают казенное, идеологизированное единомыслие. Самые драматические и неоднозначные события – неотъемлемая часть нашей истории. Задача школьного курса – дать ключевые факты об истории, о делах наших соотечественников. Мы сами, вольно или невольно, принижаем то, что сделано нашими предками», – заявил глава государства.

 

Валерий Михайлин, «Эксперт» 

 

По мнению Путина, новые учебники истории нужно «избавить от идеологического мусора».

«В прошлой системе проскакивали такие вещи, которые можно назвать плевком в лицо. Говорят о том, что в результате Второй мировой войны Восточная Европа погрузилась в оккупационный мрак сталинского режима. Но мы говорим о последствиях. А если бы победил фашизм, какие были бы последствия? Вообще некоторых народов не осталось бы как таковых: их просто истребили бы», – отметил президент.

Нынешнюю встречу можно считать подведением промежуточных итогов. Еще год назад Владимир Путин поручил чиновникам вместе с учеными подумать над созданием учебников «в рамках единой концепции», которая не имела бы «внутренних противоречий и двойных толкований». В конце ноября проект, подготовленный историческим сообществом, был передан в администрацию президента.


Сложнее всего оказалось выработать четкую позицию к недавней истории: из 31 «проблемной» темы, которые выделили историки, 16 пришлось на ХХ век, а 12 оказались связаны с советским периодом: от прихода к власти большевиков и Гражданской войны до перестройки и распада СССР. В спорные вопросы попали проблемы эмиграции, свертывание НЭПа с последующей коллективизацией и индустриализацией, установление однопартийной диктатуры и единовластия Иосифа Сталина. Дополнительного обсуждения, по мнению историков, требуют и вопросы, связанные с действиями СССР перед Второй мировой войной (в том числе пакт Молотова–Риббентропа) и «ценой победы» в Великой Отечественной войне. Роль СССР в начале холодной войны, реформы Никиты Хрущева, правление Леонида Брежнева и роль диссидентского движения также названы небесспорными. Вопросы вызывает и национальная политика большевиков и советского государства.


«Долго обсуждали проблемы революции и в итоге ввели новое определение для событий 1917 года – Великая российская революция, которая объединяет этапы февральской революции, октябрьской и Гражданскую войну. Обсуждали, как оценивать советское общество. Нашли формулу для 30-х годов – это советский вариант модернизации», – рассказал на встрече с президентом научный руководитель рабочей группы по подготовке концепции, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.


По его словам, у рабочей группы возникли разногласия с коллегами по СНГ при обсуждении оценок присоединения к России Средней Азии и Кавказа: в ряде республик этот период считают колониальным; Россия с такой позицией не согласна.


Несмотря на наличие спорных моментов, Владимир Путин призвал двигаться вперед. «Совместно мы можем выработать максимально объективные подходы к оценкам. Мы можем это сделать, и нужно это делать», – сказал президент.


По мнению главы государства, к процессу обсуждения должны подключиться и школьные учителя. Кроме того, президент считает, что педагоги в школах должны иметь возможность рассказывать ученикам разные точки зрения на исторические факты и события. Он добавил, что нужно выйти на согласованную трактовку событий в тех случаях, где это возможно.

Внедрение новой концепции в школы начнется уже в 2014 году. Как заявил министр науки и образования Дмитрий Ливанов, «к началу нового учебного года будет разработана примерная программа по истории России, она будет использоваться как основа для преподавания». Новый учебник появится позже – через полтора-два года. «Мы сейчас проводим экспертизу всех учебников, которые входят в федеральный перечень учебников – там сейчас 11 линеек по истории России. Из них останутся в списке и будут использоваться в школе, пока не будет нового учебника, только те, которые полностью соответствуют новой концепции», – пояснил Ливанов.


Чтобы понять, что мешает созданию нового учебника по истории России, мы опросили наших экспертов, сообщает "Эксперт".



Анджей Иконников-Галицкий, писатель-историк:

– На мой взгляд, полностью деидеологизировать учебник истории невозможно. Идеологические позиции авторов неизбежно будут сказываться при его написании, и это нормально. Главное – давать и учителям, и учащимся возможность видеть предмет с разных точек зрения и выбирать ту концепцию и идеологию, которая наиболее убедительна.

Именно поэтому как раз единый учебник всегда будет максимально идеологизирован. Такой учебник, вообще говоря, возможен только в тоталитарном обществе, где единомыслие существует на государственном уровне. Учебник истории, одинаковый для всех, – это, как писал Козьма Прутков, «проект введения единомыслия в России».

– Какие исторические события объяснить вне идеологии особенно трудно?

– Отделить от идеологии труднее всего события, которые актуальны сегодня. В принципе всю историю приходится интерпретировать. Мы все-таки прошлое не держим в руках, мы его восстанавливаем. Поэтому максимально начинены идеологией те моменты, которые нам важны до сих пор. Если сегодня актуальна темы революции – она будет идеологизирована. Если актуальны сталинские репрессии – они будут либо вычеркнуты из учебника, либо так или иначе идеологизированы.

Именно поэтому учебники истории непременно должны быть вариативными. Несомненно, должны существовать определенные рамки, выверенные концепцией. Но надо понимать, что и школы разные, и уровень учеников, и подходы к преподаванию тоже разные. Поэтому учитель должен иметь выбор из пяти-шести вариантов учебников.

– Можно ли проблему идеологизации истории свести к необходимости делать сжатую выборку из обширного исторического материала?

– Нет. Даже опытный ученый-историк не может до конца освободиться от идеологических подходов. Но он может – и обязан – представить не только свою точку зрения, но и иные взгляды. То же самое можно сказать о процессе обучения. Учитель должен показать учащимся разные подходы и оценки ситуации. Конечно, сам он будет при этом на чьей-то стороне, но учитель и не должен играть в полную объективность. Как раз если он высказывает свою точку зрения, но допускает и иные, это очень полезно для обучения и воспитания.
Проблема заключается в том, что в самом российском обществе нет единого подхода к оценке исторических событий. Наше общество отнюдь не едино и не будет таковым в обозримом будущем, оно все еще переживает расколы, которые произошли в прошлом. В нем имеются трудно совместимые, нетерпимо относящиеся друг к другу позиции. Это тоже одна из причин, по которой сейчас не может быть единого учебника истории.

– Как в школьном учебнике можно с разных точек зрения объяснить, к примеру, «Большой террор» или пакт Молотова–Риббентропа?

– С моей точки зрения, с пактом Молотова–Риббентропа ситуация проще. Здесь действительно можно показать две стороны вопроса. Одна – это Советский Союз, который стоит перед угрозой быть втянутым в мировую войну и поэтому должен обеспечить свою безопасность. Другая сторона – прибалтийские республики, которые оказываются между молотом и наковальней. Правда в данном случае и на той, и на другой стороне – и это, мне кажется, любой школьник может понять.

А вот «Большой террор» настолько иррационален, настолько пропитан абсурдными мотивами, что объяснить его со здравых позиций очень сложно. Вот здесь, действительно, нужно искать серьезные концептуальные подходы. Возможно, следует возвести тему террора к Гражданской войне и считать его продолжением этой войны с ее психологическими мотивами. Тут надо думать и искать, это одна из самых сложных, трудных для понимания и объяснения тем.

– В концепции нового учебника истории, о котором Владимир Путин говорил с учеными, Октябрьская и Февральская революции объединены. В пособии говорится о Великой российской революции, прошедшей несколько этапов – в феврале 1917 года (раньше называлась Февральская революция), в октябре (Октябрьская революция) и Гражданская война 1917-1923 годов как продолжение этих событий. Такое укрупнение событий – правильный подход?

– Думаю, в данном случае это вполне здравое решение. Вопрос в другом – насколько методически грамотно это представлено в соответствующей главе учебника? Но концептуально 1917 год и период Гражданской войны – это период единого общенационального кризиса, который допустимо рассматривать в целом. 

– А как объяснить коллективизацию?

– Объяснить-то ее несложно. Неизбежный процесс индустриальной модернизации делал коллективизацию – в той или иной форме – реально необходимой. Проблема в том, что коллективизация по сталинскому сценарию была проведена с применением массового насилия и принуждения и обошлась очень дорого.

Это тоже один из моментов, на котором раскрывается мастерство и авторов учебников, и учителей. Потому что здесь тоже необходимо показать две стороны процесса и его трагическую неизбежность. С одной стороны – крестьянство с его вековыми традициями, с другой – государство, которое должно осуществить модернизацию в условиях стремительно надвигающейся мировой войны. Отсюда и трагическое столкновение, и огромная цена за коллективизацию.

– Как тогда оценить фигуру самого Сталина и цену его решений?

– Сталина нельзя демонизировать. Надо помнить, что личность в истории всегда играет предписанную ей роль. И что, если бы не было человека, которого звали Иосиф Виссарионович Джугашвили, на его месте был бы кто-то другой, который сыграл бы ту же историческую роль.

Конечно, на Сталине лежит огромная ответственность – прежде всего за жертвы коллективизации и репрессий. Но в то же время Сталин был политиком, действующим в определенных условиях, и вряд ли мог избрать другой путь. Сталин к тому же был честным политиком. Он осуществлял политическую идею, в которую верил, – это несомненно. Другое дело, сама идея во многом была порочна – как, впрочем, все политические идеи. Поэтому образ Сталина – с моей точки зрения – должен быть раскрыт как символизирующий трагедию и столкновение исторических потоков в нашей стране в XX веке.

– Путин на встрече предложил «подумать и о том, чтобы синхронизировать курс истории России с преподаванием истории зарубежных стран, которую также в школах проходят». Это здравое предложение?

– Сам по себе подход правильный. Но неправильно было бы объединять курсы истории России и зарубежных стран в одном учебнике и одной программе. Они все-таки должны быть разъединены. Мы проходим историю собственной страны как свою биографию – гораздо более подробно и детально. Она тесно связана с культурой, в которую мы включены, – следовательно, связана и с другими учебными предметами, например, с русской литературой. Поэтому предметы и учебники должны быть разными, но, конечно, определенная синхронизация между ними обязательна – но она всегда и была.
– Чего лично вы ждете от нынешней работы над новым учебником истории?
– Работа всегда во благо. Работа над новым учебником уже стала поводом для обмена мнениями, разработки более взвешенных концепций. И, конечно, нужно сперва посмотреть, что за единый учебник получится: вдруг он окажется очень удачным?
– Современные школьники интересуются историей, есть ли разница между ними и их сверстниками времен СССР?

– Интерес к истории сейчас, возможно, даже больше, чем в советское время. Из-за того что в СССР этот предмет был слишком идеологизирован, к истории относились как к чему-то принудительному.

Но сейчас, к сожалению, качество образования и уровень общей культуры детей в школах катастрофически падает. Дети просто не готовы в седьмом классе воспринимать проблематику Реформации, а в девятом – проблематику революции и Гражданской войны. Подростки – в значительной своей части – просто не понимают, о чем идет речь. Они не читали, не слышали этих слов и имен… Именно это незнание создает огромные проблемы в преподавании истории…

 

Игорь Чубыкин, доцент кафедры политической истории факультета госуправления МГУ:
– Мне думается, нет крайней необходимости в едином учебнике истории. Лично я бы предпочел иметь дело с двумя-тремя вариантами учебника. Они должны быть в концептуальном отношении очень близки, как родные братья, но при этом все-таки не быть близнецами.


Что касается концепции истории – она вполне может быть единой. Но при этом должно оставаться поле творчества для преподавателя и учителя, чтобы они имели определенный допуск, свободное пространство для высказывания личной позиции.

 

Ваше имя
Комментарий
Число с картинки:
Отменить



За комментарии посетителей сайта администрация ответственности не несет.
Тем не менее, администрация оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие экстремистские и иные противозаконные высказывания.
Ноябрь 2024
Пн   4 11 18 25  
Вт   5 12 19 26  
Ср   6 13 20 27  
Чт   7 14 21 28  
Пт 1 8 15 22 29  
Сб 2 9 16 23 30  
Вс 3 10 17 24